Строительство / Всё о бане


Хамам

 

Турецкие бани получили признание во всем мире. Это один из видов классических бань, сохранившийся до наших дней. Однако правильнее говорить не о турецких, а о восточных, точнее, исламских банях, так как это - факт жизни мусульманского мира вообще. Хамамы в Турции и Сирии, Марокко и Узбекистане, Ираке и Эмиратах, Ливии и Таджикистане, Тунисе и Ливане практически ничем не отличаются друг от друга. Это мощное и яркое явление исламской культуры, значение которого далеко выходит за рамки гигиенической и оздоровительной процедуры.

Возникновение хамама скрыто от нас в глубине веков. Византийская империя (Второй Рим), которая просуществовала до середины II тысячелетия и все это время продолжала следовать многим римским традициям и обычаям, оставалась верна им и в отношении бань. Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален - энтузиаст и большой поклонник терм. Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани - горячий пар. Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой. Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это «купание в собственной грязи». И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня. Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир.

Лечебные свойства хамама были известны с древности. Великий арабский врач, ученый и естествоиспытатель, поэт и энциклопедист Авиценна (Ибн Сина) считал баню одним из сильнейших средств оздоровления и лечения. Труд этого ученого «Канон врачебной науки» содержит множество сведений, которые не устарели по сей день. Ряд рецептов и предписаний применяется современной медициной. Авиценна утверждал: «Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах». Он указывал на полезное воздействие хамама на кровообращение, дыхание, на способность избавлять от лишнего веса. Авиценна рекомендовал баню от бессонницы, паралича, нервных расстройств. По его мнению, она незаменима при катарах верхних дыхательных путей, воспалениях голосовых связок. Помогает баня и при желудочно-кишечных заболеваниях: поносе, потере аппетита, несварении. Сухой пар полезен для лечения ревматизма. Список болезней, при лечении которых Авиценна рекомендует банные процедуры, бесконечен: желтуха и вздутие печени, боли в мочевом пузыре, почечнокаменная болезнь, боли в селезенке... Указывает ученый и на противопоказания для посещения хамама: эпилепсия, закупорка печени, головные боли, шум и звон в ушах. Он предостерегает от питья холодной воды после бани и предупреждает о вредности бани для зрения.

Арабские завоеватели в странах Востока редко использовали строения римлян. Они варварски обходились с наследием античного мира. Так, при завоевании Александрии в 642 году они шесть месяцев топили римские бани бесценными пергаментами из библиотеки Птолемеев. Однако сама идея горячих бань оказалась фантастически популярной.

Арабы стремились создать свою архитектуру, которая несколько отличалась от римской. Они предпочитали более низкие потолки, здания выглядели менее помпезно. В исламских банях сохранилась традиция последовательности комнат с различной температурой, аналогичных тепидариуму, фригидариуму и лаконикуму, но их строение и назначение несколько изменились. Комнаты отличаются размерами, формой и высотой куполообразной крыши и удаленностью от источника тепла.

Хамам строится по принципу ладони, то есть в плане помещение представляет собой конструкцию, которая состоит из пяти выходящих из одного центра лучей - ниш (эйванов).

Посетитель переходит из одного помещения в другое, из прохладного - в более горячее, а потом возвращается назад для релаксации. Раздевалка в хамаме, называемая «джамекян», обычно очень большая комната с низкими скамьями или циновками вдоль стен. В восточных банях тепидариум сузился до размеров коридора, ведущего из фригидариума, который здесь называют «согуклук», в горячее помещение, называемое «харара». Последнее можно узнать издали по высокой куполообразной крыше со стеклянными окошечками в куполе. В харара, как и в римском калидариуме, производится массаж. Для этого посреди харара находится невысокий постамент из мрамора - гебекташ (чабек, супа). Вместо лаконикума имелась небольшая парная, которая являлась частью харара. Римляне заканчивали банный процесс занятиями в библиотеке или философскими дискуссиями. Посетители же хамама возвращаются в исходную точку (раздевалку) для отдыха (кейфа). Служители приносят сюда напитки, как правило, шербет, кофе. Здесь курят, беседуют, иногда слушают музыку.

В отличие от римлян, которые возводили преимущественно огромные центральные бани, арабы предпочитали иметь несколько мелких бань вокруг города.

Старейшие хамамы были построены халифами династии Омейадов, которые правили Арабским халифатом с 661 по 750 год и вели образ жизни бедуинов. Поэтому и первые бани появились не в городах, а в дикой пустыне. Кусаир-аман, один из старейших сохранившихся до наших дней хамамов неожиданно открывался взору путника посреди безводной пустыни на берегу Мертвого моря, окруженный цветущим садом. В этом оазисе когда-то находился также замок для прибывающих гостей и сторожевая башня, развалины которых сегодня почти сравнялись с землей.

С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). В период арабского владычества в Испании много восточных бань было построено и там, причем очень часто для этих целей перестраивались башни замков, дворцы, церкви. Количество хамамов по сравнению с численностью и плотностью тогдашнего населения было поистине огромным. В IX веке в одной только восточной части Багдада насчитывалось 5 000 бань. 10 000 бань было во всем Багдаде уже в первой половине X века. Позднее количество хамамов стало сокращаться в основном за счет их качественного изменения. Во второй половине столетия, как сообщают, их снова было «всего лишь» 5 000. Позже численность бань неуклонно уменьшалась, и в XII веке их осталось всего 2 000. То же самое происходило и в Египте: в Старом Каире было около 1170 горячих бань, а в Новом Каире в 1286 году - всего лишь 80.

К этому времени сформировался специфический архитектурный стиль хамама. Многие сооружения роскошно оформлены мозаикой, во внутренних помещениях часто имеются фонтаны, бассейны с водой различной температуры. Мусульманский запрет на изображение живых существ способствовал появлению потрясающих по своей призрачной и загадочной красоте восточных орнаментов, которые в изобилии украшали вход и внутренние помещения хамамов. Наилучшие образцы подобного рода архитектуры - это Альгамбра в Гранаде (1358), Цитадель в Алеппо (1367), Хасеки Хуррем Хаман (1556). Последний построен в период правления султана Сулеймана II по распоряжению его супруги Хасеки Хуррем (Настасьи Лисовской) - легендарной Роксоланы.

Во многих регионах по примеру римлян арабы сооружали хамамы на горячих источниках. Они назывались каплика, или илика. В их горячих залах не было каменного постамента для массажа. Помещение обогревалось водой из источников. Старейшие на Востоке каплика и илика находятся в городе Бурса.

Хамам - неотъемлемый элемент восточного городского пейзажа - строился, как правило, недалеко от мечети, но несколько в стороне, в скрытом от прямого обзора месте. В исламском городе он был в каждом квартале и ежедневно принимал своих постоянных посетителей.

Как и римские бани, хамам стал центром общественной жизни. «Город хорош тогда, когда в нем есть баня», - говорил ранний арабский историк Абу Сир. Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы - каждый платил сообразно своему положению. Кстати, в хамамах Стамбула и сегодня входная плата редко превышает сумму, эквивалентную 3-4 долларам США, а в турецкой провинции цены еще ниже - до 1 доллара.

Турецкая баня не просто место, где можно омыть тело и поправить здоровье. Хамам чудесным образом вплелся в каждодневную жизнь. Здесь все равны: богатые и бедные, молодые и старые, красивые и непривлекательные - все на какое-то время становятся свободными от мира, который остается за стенами хамама. В старой Турции женщины, как и мужчины, могли посещать баню без ограничений - это было одно из немногих общепризнанных женских прав.

Для турка хамам является местом, где отмечаются знаменательные события жизни. Кое-где в провинции эти традиции живы по сей день. Так, в бане празднуется появление у младенца первого зуба. Или, например, человек, который дает обет в честь исполнения какого-то сокровенного желания, устраивает в хамаме праздник: за свой счет снимает помещение, обеспечивает угощение и музыку. В этот день баня открыта для всех, кто только захочет войти. Как и у многих народов, на Востоке существует предсвадебный обряд купания невесты - джалим хамами. Невесту, направляющуюся в хамам, под музыку сопровождает целая процессия родственников. Она одета в обрядовый костюм - жилет и шальвары из войлока. Это подарок семьи жениха, и предназначается он только для этого торжественного дня. Невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. После этого, одетую в шелковую рубаху, ее усаживали на возвышение посреди зала, а молодые женщины -подруги и служанки - зажигали свечи и выстраивались в процессию. Пока горели свечи, они с песнями, содержащими пожелания счастливой жизни в замужестве, под звук тамбурина ходили вокруг бассейна в хамаме. После этого незамужние бросали в бассейн мелкие деньги, чтобы их замужество наступило скорее и оказалось удачным. Даже в наши дни элементы этих обрядов можно наблюдать в Турции и других странах Востока.

Весьма распространены традиции ритуального посещения хамама и по более будничным поводам. Совместное посещение бани с гостем - неотъемлемый атрибут гостеприимства. Такие события, как обрезание, помолвка, возвращение с военной службы или с войны, не обходятся без посещения хамама. Ходят туда и в знак религиозного очищения: перед тем, как надеть новую одежду, перед дальней дорогой, в честь выздоровления от болезни, после выхода из тюрьмы.

Хамам являлся такой неотъемлемой частью общественной жизни, что даже богатые люди, имевшие свою собственную баню, обязательно посещали и общественную. Считалось, что этим они показывали всему городу, что чисты телом и душой. Бани обычно сооружались на средства города, мечети или государственной казны, но иногда и на пожертвования богатых покровителей. Постройка хамама считалась богоугодным поступком, достойным уважения окружающих. Арабский писатель Юсуф Абдалхади говорил: «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их». В старину владелец бани направлял часть прибыли, которую она ему приносила, на нужды мечети, медресе, а также вкладывал их в постройку других бань. Если открывался новый хамам, глашатай объявлял эту новость всему городу и три дня хамам был доступен бесплатно.

В Турции порядок и чистота в хамаме поддерживались законом. Представитель власти обязан был следить, чтобы помещения турецкой бани часто мылись, поверхности и каменные полы очищались специальным скребком от остатков мыла и грязи. Служащие не должны были употреблять в пищу чеснок, чтобы не создавать дискомфорт клиентам. Дважды в день хамамы окуривали благовониями. В Турции для этой цели использовали масло кедра или сосны. Хамам поддерживался в полной готовности каждый день с раннего утра, чтобы принять огромное количество людей, желающих совершить омовение перед утренней молитвой.

Процедура хамама состоит из пяти шагов: разогрев тела, энергичный массаж, пилинг - оттирание отмерших частичек кожи с помощью жесткой рукавички, намыливание и обливание водой, релаксация. Пройти эти пять шагов посетителю помогали главные персонажи турецкой бани - телак и цирюльник. Телак - это билетер и швейцар, массажист, вышибала, консультант и бармен одновременно. Профессия телака в старину была одной из самых уважаемых, поэтому телаки были освобождены от всяческих налогов. Цирюльник в хамаме - это и врач, и аптекарь, и банщик. Он бреет клиентов, подстригает волосы, пускает кровь, а также как и телак, моет клиентов, делает им массаж, удаляет волосы на теле, скоблит подошвы ног. Последняя процедура имела очень большое значение. Считалось, что удаление мозолей и огрубевшей кожи на подошвах, во-первых, дает возможность злым духам покинуть тело человека и уйти в землю, а во-вторых, избавляет от мигрени и усталости.

Начинается посещение хамама с того, что в раздевалке, где клиент оставляет свою одежду, телак помогает ему завернуться в полотенца: одно обертывается вокруг талии, другое - вокруг плеч и третье - вокруг головы. Дело в том, что в исламской бане обнажение интимных мест считается оскорблением окружающих и греховным поступком. Поэтому в обязанности телака входило следить за соблюдением этого правила и изгонять каждого, кто его нарушит.

Пол в хамаме горячий, и поэтому надевают специальные деревянные башмаки. Посетитель медленно движется в направлении харара. Здесь в клубах горячего пара он сидит некоторое время, пока его мышцы и суставы не разогреются полностью так, как это необходимо для турецкого массажа. В харара мужчины обычно снимают два верхних полотенца. Телак следит за временем пребывания своих клиентов в харара, а как только кто-нибудь достаточно разогреется, предлагает ему лечь на восьмиугольный выступ для массажа. Камень постамента горячее, чем воздух, и человек начинает потеть еще обильнее. Все мышцы полностью расслабляются. Это говорит о готовности к турецкому массажу, который состоит из множества различных движений - самых разнообразных и подчас рискованных. Со стороны кажется, что человеческое тело месят, как тесто. В старину массажист натирал руки кожурой граната, чтобы сделать их шершавыми и жесткими. Во время массажа выполняется множество поворотов в суставах, вытягиваются руки, ноги, позвоночник. Телак иногда бьет клиента кулаком, резко дергает за голову, руки и ноги, становится коленями на его плечи, швыряет его из стороны в сторону, сгибает так, что ноги достают задней поверхности шеи. При любых других обстоятельствах или при неквалифицированном исполнении такие движения вызвали бы разрыв связок, вывихи суставов и переломы костей. Однако разогретое тело воспринимает такую нагрузку по-другому. Искусство телака заключается в том, чтобы работать с человеческим телом у самой границы боли, но никогда не переходить ее. Поскольку нагрузка чередуется с расслаблением, ощущения клиента колеблются от сдерживаемого крика до стона наслаждения. Турецкий массаж по силе воздействия на организм эквивалентен серьезной спортивной нагрузке.

После массажа наступает время депиляции. Клиента передают цирюльнику, с которым он уединяется в одной из ниш, скрытых от посторонних глаз. Дело в том, что в восточных странах принято с давних времен, что и мужчины и женщины удаляют волосы на теле - это объективная гигиеническая мера в жарком климате. Издавна депиляцию производили в хамаме с помощью специальной пасты из растительных компонентов или же путем обычного бритья. Кроме депиляции, как мы уже писали выше, цирюльник может постричь волосы, свести мозоли и огрубевшую кожу с подошв. Все это происходит в горячем помещении, поэтому посетитель не успевает остыть после разогрева. Да и длится вся процедура лишь несколько минут.

Затем телак окатывает клиента теплой водой из таза и надевает на руку жесткую варежку - кесе, которая обычно изготовлялась из верблюжьей шерсти или конского волоса. Он трет ею распаренное тело клиента. Варежка намыливается лишь слегка и поэтому остается крайне жесткой. Отшелушиваются омертвевшие частички кожи. Тело становится гладким и блестящим. Далее на голову выливается таз воды. После этого происходит процедура намыливания. В старину для этого использовали специальный полотняный пузырь, позже - мягкую мочалку из тонкого волоса или растительных волокон, например пальмовых листьев, люфы (восточное растение), зачерпывается специально разведенная горячая мыльная пена. После предыдущего жесткого растирания прикосновение нежной горячей пены по контрасту вызывает приятные ощущения.

Намыливание производится очень быстро, при этом человека не трут мочалкой и не втирают мыло в кожу. Сразу после этого следует многократное обливание водой. Иногда затем можно погрузиться в бассейн. В турецких банях бассейны неглубоки, с различной температурой воды. Вообще, в классических хамамах бассейн лишь выполняет декоративную функцию и, кроме того, создает необходимую влажность воздуха. Однако в более поздних постройках, испытавших на себе влияние других культурных традиций, часто имеются и бассейны для погружения.

После окончания процедуры телак накидывает на клиента декоративное полотенце и провожает последнего в комнату отдыха - джамекян, или маслак. Здесь можно читать, курить, пить кофе и обсуждать последние новости, поставщиками которых в старину часто выступали служители бани, поскольку через их руки ежедневно проходило огромное количество людей.

Говоря о хамаме, о его месте в восточной культуре, нельзя не упомянуть о той роли, которую он долгое время играл в жизни восточной женщины. Когда хамам только начинал распространяться в мусульманском мире, женщина была абсолютно отверженным существом. Поэтому она, естественно, не допускалась в хамам. Первоначально женщине позволялось сюда входить лишь после болезни или родов, и то, скорее, в знак религиозного очищения, а не с целью физического оздоровления и отдыха.

Однако со временем посещение хамама становится правом восточной женщины, не имеющей доступа ни к каким другим развлечениям. Строятся специальные женские хамамы, в других же назначаются женские дни или часы, в знак чего на входных дверях вывешивают белую простыню или полотенце. Процедура хамама для женщин ничем не отличалась от обычной, только обслуживающий персонал, естественно, был женского пола. Обычно эту роль выполняли пожилые женщины-вдовы. В Турции и других исламских странах существовал закон: если муж не пускает жену в хамам, она имеет право на развод. Хамам играл важнейшую роль в жизни мусульманской женщины. Здесь узнавались новости, передавались сплетни, здесь матери присматривали невест для своих сыновей. Немецкий писатель и журналист Бернар Штейн после путешествия в Турцию в 1897 году написал: «Для турецкой женщины хамам заменяет все то, чем заполняют жизнь европейки: театры, балы, путешествия. Хамам - единственная реальность в их призрачной, закрытой от мира жизни. Но зато среди сказочно красивых мраморных стен, где эхо трижды повторяет каждое шепотом сказанное слово, жизнь предстает удивительно красочной и прекрасной. Турчанки сидят, полностью расслабившись, в своих цветных одеждах, курят, сплетничают, смеются, кормят грудью детей, красят лица... Нет лучшего места, чтобы постигнуть счастливую безмятежность жизни турецкой женщины».

Турецкая баня - ритуал, связанный с использованием огромного количества вещей, многие из которых предназначены только для бани и часто составляют часть приданого, которое женщина приносит с собой в дом мужа. В утро банного дня на женской половине дома поднималась суета. Сборы начинались заранее и занимали много времени, ведь в бане проводили целый день. С собой несли самые разнообразные пожитки и скарб: ковры в тяжелых тюках, рубашки и шаровары для детей (даже для самых маленьких, ведь пеленок во многих восточных странах не употребляли), белье и чистую одежду... И конечно же, запасалось огромное количество еды: вареные яйца, долма, жареная баранина, овечий сыр, фрукты, сладости. Есть старая поговорка о медлительном человеке: «Собирается, как турчанка в баню», придуманная, очевидно, в свое время запорожцами, побывавшими в Турции. Действительно, в старину «банный набор» турецкой женщины состоял из 15-20 предметов. Вот некоторые из них:

• Пеш-те-махл (пастемаль) - большое шелковое или хлопчатобумажное полотенце с длинной бахромой на обоих концах, которым женщина обвязывается от подмышек до середины бедер, когда идет в парную. Кроме этого, полагается брать еще два полотенца поменьше - укутывать голову и плечи.

• Налин (в других языках - мальма, лоб-коб) - пара деревянных башмаков-шлепанцев. Они украшались перламутром, серебряной чеканкой, колокольчиками, оплетались соломкой или же обтягивались войлоком.

• Таз для обливания водой - серебряный или медный, с насечкой и резьбой.

• Специальный металлический сундучок-мыльница с отверстиями в днище и ручкой, как у дамской сумочки. В нем содержали не только мыло, но и грубую варежку-кесе (кех-сех), мягкую мочалку из волокон финиковой пальмы или других материалов, а также частый и мелкий гребень из слоновой кости.

• Шкатулка для драгоценностей, которую плели из прутьев, делали из дерева, серебра или меди, украшали чеканкой, обтягивали бархатом. В нее женщина укладывала свои многочисленные драгоценности и украшения.

• Банный коврик - шерстяной, бархатный, шелковый, с богатым орнаментом. Его укладывали на пол, а поверх него стелили льняное покрывало (яйги), которое после каждого визита в хамам тщательно чистили и сушили дома, а потом увязывали в рулон вместе с ковриком и прятали до следующего посещения бани.

Хамам еще со времен средневековья был для женщины тем, чем позже стали салоны красоты. Поэтому в банный набор обязательно входили флакончик с хной, маленькая медная ступка для растирания краски для бровей, которая называлась «растик», коробочка с сурьмой для ресниц, флакон розового масла, зеркальце в дорогой оправе.

Разумеется, многое из перечисленного давно отошло в историю, а другие предметы значительно осовременились. В наши дни в хамамах восточных стран у входов продается все, что может потребоваться. Кроме того, посетителю бани необходимые вещи могут быть предоставлены бесплатно. Однако этой услугой пользуются в основном туристы. Местные жители, как и в старые времена, приносят с собой банный инвентарь, многие вещи из которого представляют собой фамильную ценность.

Существуют поверья, связанные с хамамом. Сегодня мало кто верит в них, однако они служат хорошим средством привлечения туристов. Считается, что джинны, живущие в водах источников, любят покой и тишину хамама, поэтому вместе с проточной водой они попадают сюда и потом поднимаются к потолку вместе с клубами пара. Джинн может пошалить: с громким звуком шлепнуть человека по мокрому телу, дать ему оплеуху, в результате чего пропадет голос, или же подставить ему подножку, да так, что человек упадет и сломает челюсть. Если посетитель увидел джинна, этикет предписывает ему произнести заклинание, которое означает «во имя Аллаха». Это заставит джинна удалиться. Согласно некоторым верованиям, в хамаме живет дьявол. Чтобы избежать встречи с ним, не следует посещать баню во время между предпоследней и последней молитвой, потому что в этот час там парится дьявол вместе с приятелями. Чтобы защитить хамам от злых духов, на дверях часто изображали специальный знак. Иногда в качестве «противодья-вольского» знака использовался крест.

С начала XX века для хамамов наступили времена упадка. От них отвернулись богатые спонсоры, которые почувствовали дыхание западной цивилизации. Былая роскошь - мозаики и роспись, ковры и музыка - постепенно уходила из бань. Уже в середине XIX века в городах Турции состоятельные люди заводили в своих домах ванны и души по типу европейских. А в 20-х годах XX века законы Мустафы Кемаля Ататюрка, которые закрепили европеизацию турецкой общественной жизни, казалось, окончательно похоронили хамамы в этой стране. За последующие 50 лет многие из них разрушились, а те, что продолжали функционировать, находились в жалком состоянии. Они не окупались экономически, поскольку подогрев такого количества воды был разорительным. Однако хамам оказался слишком ярким и самобытным явлением восточной культуры, чтобы исчезнуть без следа. Постепенно голоса в пользу сохранения наследия национальной культуры становились все слышнее. Хамамы начали возрождаться. Немалую роль в этом сыграло развитие туризма в исламских странах. В странах Средней Азии - бывших союзных республиках - сегодня интенсивно реставрируются старые исторические здания хамамов и строятся новые, при этом стремятся не только сохранить национальный колорит, но и следуют канонам классической архитектуры. И сегодня крышу хамама выполняют в виде высокого купола, поскольку именно такая форма идеальна для концентрации свежего пара.

 

 

 


© 2014. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Сельская жизнь