Буронабивные сваи
Буронабивные сваи в малоэтажном строительстве по своей надежности практически не уступают забивным сваям. Это один из самых распространенных методов строительства фундаментов на вспучивающихся грунтах, гарантирующий целостность фундамента, а следовательно, и стен дома. Процесс их установки более трудоемок по сравнению со свайными фундаментами, но зато отпадает необходимость в аренде дорогостоящей сваебойной техники. Буронабивные фундаменты обычно делают методом бетонирования, заливая бетон в предварительно пробуренные скважины. Для бурения скважины подходят ручные, бензиновые или электрические буры, которыми современная промышленность обеспечивает садоводов и застройщиков. Менее трудоемкий процесс бурения скважин состоит в использовании специальной бурильной техники, имеющейся на вооружении в энергетических предприятиях. Это шнековое оборудование, установленное на базе автомобилей или тракторов, при помощи которого бурят скважины для опор линий электропередач. К примеру, бурильно-крановая машина БМ-302Б, смонтированная на базе автомобиле ГАЗ-66, может бурить любые грунты, в том числе и мерзлые на глубину до 3 м и диаметром скважины 350 — 500 и 800 мм. Диаметр скважины зависит от диаметра установленного бура. Такого же диаметра скважины, но глубиной до 2 м можно бурить машиной БМ-205, смонтированной на шасси трактора «Беларусь».
Рис.60. Армирование буронабивного фундамента
Прочность буронабивной сваи усиливают арматурным каркасом (рис. 60). Для этого в скважину устанавливают 3 — 4 стержня арматуры диаметром 10—12 мм, которые желательно связать в каркас на случай эксцентричных нагрузок или сдвигающих усилий. Кроме того, арматура будет служить связующим звеном между буронабивной сваей и железобетонным ростверком, превращая в единое цёлое надземную и подземную части фундамента. Арматурный каркас послужит также гарантией от возможного разрыва фундамента силами морозного пучения.
Опалубкой для буронабивного фундамента служит сам грунт, если его пробурить диаметром 200 — 250 мм на глубину 90 — 150 мм в зависимости от состояния грунтов. Если же под буронабивной фундамент грунт приходится раскапывать, то можно в качестве опалубки использовать металлические или асбоцементные трубы соответствующего диаметра.
Для того чтобы исключить выталкивание буронабивного фундамента вспучивающимся при морозах грунтом, его оголовник (на 500 — 600 мм ниже уровня земли) рекомендуют изолировать от грунта чехлом из оцинкованной кровельной стали, несколькими слоями поливинилхлоридной пленки или толя. Автор из своего опыта знает, что такую «рубашку» лучше всего устанавливать на всю глубину сваи. В этом случае вспучивающийся грунт скользит по чехлу или поднимает его, а фундамент остается неподвижным. Кроме того, такая «рубашка» предотвратит утечку в грунт цементного молока, потеря которого снижает прочностные качества бетона. При установке каркаса следует принять меры, не допускающие его сдвига, который может привести к контакту арматуры с грунтом. Лучше всего для этого установить временные деревянные подпорки или клинья, которые удаляют по мере заполнения скважины бетоном.
Перед заполнением скважин бетоном нужно вынести в натуру отметки нижней кромки ленточного фундамента (ростверка). Для этого можно воспользоваться нивелиром или строительным гидравлическим уровнем.
Бетон укладывают слоями, уплотняя штыкованием. Бетон, применяемый для заполнения скважины, обязательно должен быть «тяжелым», то есть при его приготовлении нужно применять «тяжелые» заполнители — кварцевый песок, гравий или щебень из прочных горных пород. Бетонирование каждой буронабивной сваи должно быть непрерывным, то есть перерывы между укладкой отдельных порций бетона не должны быть более одного часа. Нагружать фундамент из буронабивных свай можно только после полного схватывания бетона, то есть не ранее, чем через 28 суток после окончания бетонирования.
Сваи из грунтоцемента, технология изготовления которых была разработана более 30 лет назад, относятся к ресурсосберегающим технологиям, разработанным специально для индивидуальных застройщиков. В настоящее время совершенствованием этой технологии занимаются специалисты НПТО «Белстройнаука» (г. Минск). Использование свай из грунтобетона возможно в устойчивых необводненных грунтах. Технология изготовления свай из грунтоцемента предусматривает минимальное расходование материалов и ручного труда при бетонировании скважин буронабивных свай. Суть технологии заключается в использовании в качестве заполнителя бетона грунт, вынутый из скважины. Экономический эффект от внедрения данной технологии очевиден.
Установка включает в себя бурильно-крановую машину БМ-205 со сменным технологическим оборудованием и трактор МТЗ-80 с прицепом, на котором расположен питатель цемента с загрузочным механизмом и емкостью с устройством забора и дозированной подачей воды. На базовой машине со стрелой расположена направляющая мачта, на которой подвижно смонтирован шнек с приводом. В нижней части мачты размещен бункер для приготовления грунтобетонной смеси. Низкое расположение бункера обеспечивает удобство его загрузки необходимыми компонентами и повышает устойчивость установки при её перемещении. Грунт, извлеченный из скважины диаметром 500 мм, перемешивается со связующей добавкой необходимых компонентов с последующей передачей его в пробуренную скважину. Качество смеси, а, следовательно, и качество грунтобетонной сваи обеспечивается дозированным количеством цемента и равномерным перемешиванием его с грунтом по глубине с одновременной подачей воды.
Набивные сваи в пробитых скважинах, технологию которых разработали ученые и специалисты Института горного дела Сибирского отделения РАН совместно с инженерами треста «Оргстрой» Главносибирскстроя, позволяют успешно решить проблему сокращения расхода материалов и трудозатрат при сооружении нулевого цикла усадебных домов. Для формирования буронабивной сваи была разработана и внедрена технология на основе применения машины импульсного действия — пневмопробойника. Достоинство этой технологии заключается и в том, что стенки скважины сильно уплотняются бетонной смесью, от чего повышается несущая способность грунта. В результате такие буронабивные сваи получают несущую способность в 2,5 — 4 раза выше, чем несущая способность обычных буронабивных свай, и в 1,5 — 2,5 раза, чем у забивных свай сечением 30×30 см.
Скважина заполняется сухой бетонной смесью, которая при повторной проходке пневпробойника вдавливается в стенки и днище. Эта операция повторяется многократно, пока не будет получена свая такого диаметра, который требует расчет. После последнего прохода пневпробойника скважина заполняется литым бетоном, в результате чего получается монолитная свая повышенной несущей способности.
Можно получить сваи и несколько иным способом. Для этого с помощью штангового дизель-молота выштамповывается ложе сваи (скважина) с уплотненными стенками, которая впоследствии заполняется бетоном.