Многокорпусный пчелиный улей
Особенности конструкции. Многокорпусный улей состоит из корпусов, более легких по весу и меньшего объема, чем корпуса ульев других типов; в каждом из них размещаются десять рамок, снабженных постоянными разделителями. Конструкция выпускаемого в настоящее время варианта многокорпусного улья разработана на основе обобщения литературных данных и результатов производственных испытаний ульев экспериментальных конструкций.
Улей предназначается для содержания пчёл на стационарных и кочевых пасеках. Состоит он из нескольких (чаще четырех) корпусов, каждый из которых вмещает по десять рамок размером 435×230 мм. Общая площадь сотов такого улья достаточна для размещения сильной семьи пчёл. Улей имеет вид «обтекаемой» колонны, имеющей лишь небольшой выступ в прилетковой части дна; выступ обеспечивает надежное закрытие нижнего летка перед погрузкой на транспорт и способствует в пути свободному притоку воздуха к вентиляционным устройствам.
Дно улья отъемное; покатый щиток его (с уклоном 1:23 от заднего бруска обвязки к переднему) состоит из трех досок толщиной 35 мм, окантованных с четырех сторон обвязкой. Боковые бруски её спереди, в прилетковой части, имеют выступы, позволяющие изнутри прикрепить держатели (металлические пластинки) прилётной доски. Перед кочевкой прилётная доска благодаря держателям из горизонтального положения устанавливается в вертикальное и после осадки вниз надежно перекрывает просвет нижнего летка. В просвет нижнего летка вставляется вкладыш сечением 20×20 мм с летковой прорезью длиной 100 мм; вкладыш может быть удален, в таком случае образуется максимальный просвет летка размером 375×20 мм (необходим в период главного взятка).
Многокорпусный улей отечественного производства (размеры в мм): справа — общий вид, слева и посередине — продольный и поперечный разрезы; 1 — дно; 2 — корпус; 3 — рамка; 4 — потолок; 5 — подкрышник; 6 — вентиляционная рама; 7 — кровля; 8 — обвязка крыши; 9 — прилетная доска; 10 — летковый вкладыш; 11 — верхний леток; 12 — пропил для вентиляции.
Многокорпусный улей широко распространен в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Центральной и Южной Америке. Как показывает практика, улей этого типа в наибольшей степени отвечает современным требованиям пчеловождения. При содержании пчёл в таких ульях в сочетании с механизацией трудоемких процессов упрощаются работы по уходу за пчелами, что ведет к повышению производительности труда пчеловода. К медосбору в них наращиваются, как правило, сильные семьи.
Снизу к дну подшиваются бруски для предохранения обвязки дна от гниения при установке на землю. Снизу дно должно быть окрашено. Обвязка и щиток с двух сторон каждого угла сбиты во избежание расхождения деталей.
Корпус. Стенки его сделаны из 35-миллиметровых досок. В верхнем и нижнем краях корпуса выбраны фальцы для надежного соединения корпусов между собой и с другими частями улья при перевозках и сохранения тепла. В передней стенке каждого корпуса сделан круглый верхний леток диаметром 25 мм, который прикрывается втулкой. На внешней стороне боковых стенок выбраны «раковины» — углубления для удобства подхвата корпуса руками или механизмом. Стенки корпуса в углах соединены на водостойком клее в четверть и сбиты гвоздями. Внутренние размеры корпуса 375x450x340 мм. Рамки снабжены постоянными разделителями.
Потолок. Состоит из пяти потолочин, скрепленных двумя нашивками. Он может быть использован и в качестве горизонтальной диафрагмы, которую помещают между корпусами улья.
Подкрышник. Представляет собой обвязку, фиксирующую потолок, укладываемый на гребни корпуса; 15-миллиметровым нижним фальцем подкрышник прижимает потолок сверху. В подкрышник при необходимости укладывают верхнее утепление.
Основное положение подкрышника — в голове (вверху) улья, но он может быть в сочетании с потолком применен в качестве горизонтальной диафрагмы между корпусами, заселенными пчелами с разными матками. Если в таких случаях приходится изолировать пчёл от вылетов (при обработке окружающей местности ядохимикатами), потолок снимают, а на его место закладывают вентиляционную раму (во избежание запаривания пчёл нижнего отсека улья). пчёл верхней семьи пускают под крышу. Летки закрывают. В жаркое время сезона подкрышник для лучшей вентиляции улья может быть установлен под нижний корпус.
Наконец, два подкрышника, установленных один на другой, образуют надставку, в которую можно поместить рамки 435×300 мм. Необходимость в этом может возникнуть при переводе пчелиных семей пасеки в ульи на рамку 435×230 мм или же при переселении в улей пчёл из пакетов, прибывших из южных питомников на рамках 435×300 мм.
Крыша. Для удобства при кочевках она делается плоской и прочной в расчете на установку ульев в кузове автомашины друг на друга в несколько ярусов. По этой причине на обвязку крыши идут 24-миллиметровые доски, а на щиток — доски толщиной 20 мм. Высота обвязки 105 мм. В углах доски соединены на водостойком клее в шип и сбиты гвоздями. Крыша покрыта жестью. Устанавливается она на улей в четверть, заподлицо со стенками корпуса.
Снизу в обвязке крыши выбран 15-миллимегровый фальц, благодаря которому крышу можно установить прямо на потолок, минуя подкрышник. В крыше может быть укреплена вентиляционная рама.
Вентиляционная рама. Состоит она из обвязки и нашитой на ней металлической сетки с ячейками, непроницаемыми для пчёл. В зависимости от силы семьи рама может быть уложена в фальцы подкрышника, корпуса или же укреплена в крыше с помощью фиксаторов. При установке вентиляционной рамы в подкрышник образуется 55-миллиметровое надрамочное пространство. Когда рама помещается в крыше, оно увеличивается до 85 мм. Если между корпусом и крышей находится ещё и подкрышник, то это расстояние возрастает до 130 мм. При перевозке сильных семей поверх гнезда пчёл может быть установлен пустой корпус. В этом случае в фальцы для рамок вкладывают вентиляционную раму. Точно так же можно поступить и при изоляции пчёл во избежание отравления их ядохимикатами, используемыми при борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.