Получение качественных молодых пчелиных личинок
Пчелиные личинки, которые пчеловод будет давать на маточное воспитание семьям-воспитательницам, необходимо брать исключительно от племенных семей. Воспитывать же эти личинки могут любые сильные семьи-воспитательницы. Качество выведенных маток в большой степени будет зависеть от возраста личинок, отобранных пчеловодом на маточное воспитание. Из личинок, уже переведенных пчелами-кормилицами на питание грубыми кормами, нельзя получить доброкачественных маток. При этом, чем большее время личинки питались ими, тем хуже будут матки. Поэтому на отбор личинок, которые будут даваться на вскармливание семьям-воспитательницам, пчеловод должен обратить самое серьезное внимание и научиться безошибочно определять их возраст.
Известно, что личинка появляется из яйца на четвертый день после его откладки. Вышедшая из яйца личинка слегка изогнута и похожа на бугристого червяка, погруженного в молочко. Она плохо различима, так как едва достигает 1,5 мм в длину. Через 12 часов личинка будет несколько длиннее и ко второму дню своей жизни становится толще и изгибается в виде полумесяца. Через 36 часов она уже больше 2 мм в длину и немного менее 1 мм в поперечнике. На третий день она становится ещё больше и толще, причем концы её почти соединяются.
Ни в коем случае нельзя брать на маточное воспитание личинок в возрасте свыше двух дней, так как на третий день питание их ухудшается. Опытные пчеловоды считают наилучшими личинок в возрасте до 36 часов.
Определение возраста личинки «на глаз» требует известной практики. При таком определении возможны ошибки даже у опытных пчеловодов, так как размеры личинок, даже одного и того же возраста, не всегда бывают одинаковыми: личинки, находящиеся по краям сота или внизу, в местах менее обогреваемых, иногда могут отстать в росте от личинок, расположенных в центре сота. Для получения личинок точно определенного возраста используют изолятор.
Изолятор — это ящик, две стенки которого имеют разделительную решетку с отверстиями, рассчитанными для прохода пчел, но не матки. В изолятор ставится хорошо отстроенная рамка молодой светлой суши с пчелиными ячейками. В него же переносится и матка, выловленная в племенной семье, от которой хотят получить засев. Сверху изолятор закрывается деревянной или фанерной крышкой. Заряженный таким образом изолятор ставится в центр гнезда этой же племенной семьи и оставляется там на трое суток. Матка, лишенная возможности уйти из изолятора, за этот срок хорошо засеет рамку яйцами. По истечении трех суток изолятор вынимается из улья, матка выпускается на волю в гнездо пчел, заполненный же яйцами сот вновь ставится в семью ещё на срок до двух суток. Вынутый после этого, он будет иметь достаточное количество молодых племенных личинок, самым «старым» из которых не будет и двух дней от роду. Все они поэтому вполне пригодны для постановки их в семьи-воспитательницы для вывода маток.
Изолятор для получения одновозрастных личинок
Когда пчеловоду требуется не особенно много молодых личинок, нет надобности ставить в изолятор большую гнездовую рамку с сушью. В этом случае достаточно будет и магазинной рамки, содержащей соты с хорошо отстроенными пчелиными ячейками. Вместо трех суток такой сот можно продержать в изоляторе сутки или двое, так как матка засеет его значительно скорее, чем большой сот.
При некоторых способах вывода маток используются личинки только с одной стороны сота. Чтобы не тратить непроизводительно время матки на засев такого сота с двух сторон, а также и не портить лишних личинок, одну сторону сота обычно прикрывают фанерной дощечкой или же сот ставят вплотную к одной стенке изолятора, оставляя для кладки яиц матки другую его сторону.
От времени постановки в племенную семью изолятора с рамкой, точнее от начала кладки маткой яиц, будет зависеть и время образования семьи-воспитательницы; последняя должна быть образована спустя четверо суток, чтобы с момента кладки яиц маткой до получения личинок (на пятые сутки от начала червления матки) семья-воспитательница была готова к приему их на маточное воспитание. Допустим, изолятор поставлен в семью 20 мая. Тогда порядок и время работ распределяются таким образом:
20 мая — постановка изолятора с рамкой суши;
23 мая — выемка рамки из изолятора и свободное помещение её в гнездо семьи;
24 мая — формирование семьи-воспитательницы;
25 мая — дача семье-воспитательнице личинок на маточное вскармливание.
В том случае, когда нужно получить большое количество маток, от той или другой пчелиной семьи и на пасеке через известные сроки формируются несколько семей-воспитательниц, и получение молодых племенных личинок можно сделать непрерывным. Это достигается тем, что после выемки из изолятора первой обсемененной рамки с сушью в него ставится вторая, потом третья и так далее. Если в изолятор ставятся не гнездовые, а магазинные рамки (конечно, только с хорошо отстроенной сушью с пчелиными ячейками), замену рамок в изоляторе можно производить через двое суток (вместо прежних трех суток). На верхних планках рамок необходимо обозначать время постановки рамок в изолятор. Это поможет впоследствии безошибочно определять время годности находящихся в них личинок для вывода маток.
Способы подготовки личинок для маточного воспитания. Прежде чем давать личинки на маточное воспитание в семьи-воспитательницы, их нужно специально подготовить. Для этого рамку с личинками, годными для вывода маток, убирают из улья и переносят в помещение (пасечный домик-лабораторию).
С такой рамкой нужно обращаться осторожно; находящихся на ней пчёл следует удалить щеткой для сметания пчёл или гусиным крылом, но отнюдь не стряхиванием — ударами и толчками можно повредить личинки, особенно находящиеся в состоянии линьки; поврежденные же личинки замрут и не будут использованы пчелами для воспитания маток.
Имеется много различных способов подготовки личинок для маточного воспитания. Все их можно разделить на две основные группы:
• личинки даются пчелам на маточное воспитание в тех же ячейках, в которых личинки находятся;
• личинки сначала переносятся из своих ячеек в специально изготовленные из воска искусственные мисочки и в этих мисочках подставляются в семьи-воспитательницы.
Способы без переноса личинок довольно просты и легче по выполнению, поэтому наиболее доступны начинающим пчеловодам. Способы же с переносом личинок сложнее, они требуют большой сноровки и известной квалификации пчеловода. Зато при способах с переносом племенные личинки почти полностью могут быть использованы для вывода маток, тогда как при способах без переноса многих личинок приходится уничтожать. Кроме того, при переносе личинок не портится сот; при прививке же личинок вместе с ячейками расходуется весь сот или часть его.
Хозяйства, в которых требуется небольшое количество маток, обычно пользуются первым способом (без переноса личинок); пасеки большие или занимающиеся промышленным выводом маток предпочитают пользоваться способами с предварительным переселением личинок.
Мы дадим описание пяти способов подготовки личинок для дачи семьям-воспитательницам: четыре — без переноса личинок (способы Аллея, Цандера, Ганкевича и Пехачека) и один, требующий обязательного предварительного переселения личинок в искусственную мисочку (способ Дулитла-Пратта). Каждый пчеловод в зависимости от потребности хозяйства в матках и своей квалификации может избрать тот способ, который покажется ему наиболее удобным.