Сауна
Рождение сауны восходит к временам Великого переселения народов, когда кочевые племена, населявшие Центральную Азию, расселились на территории Юго-Восточной Европы, современных Словакии, Венгрии, Литвы, Эстонии и достигли земли Суоми — так называлась территория Финляндии.
На рубеже новой эры кочевые финны перешли к оседлому образу жизни. Они наладили торговлю с Европой. Численность этого малого племени возросла. Антропологи мало знают о финской истории в ранние века нашей эры, поэтому точные сведения о происхождении сауны скрыты от нас. Всегда ли имелась у этого народа какая-либо форма паровой бани? Было ли популярно у них некое подобие скифской походной бани, как у многих других кочевых племен? Ряд исследователей считает, что у финнов, как и у большинства народов мира, ещё в кочевые времена имелось подобие паровой бани. Это был самый древний и примитивный способ поддержания чистоты тела. Скорее всего, они использовали походный вариант бани, как и кочевники Центральной Азии, американские индейцы и другие народы. Когда же финны перешли к оседлому образу жизни, они начали строить бани-землянки — первые прототипы сауны.
До XVI столетия финская сауна не была известна никому за пределами этой страны. Финляндия являлась «буфером» между Швецией и Россией. Её культура развивалась довольно автономно. Средневековое религиозное мракобесие, погрузившее Европу в темноту антисанитарии, не слишком затронуло Скандинавию. Финны продолжали развивать свои банные традиции. В 1500 году ученый и путешественник Клаус Магнус писал в частном письме: «Нигде в мире использование бани не является столь насущным, как в северных землях. Здесь можно найти и домашние, и общие бани, которые прекрасно оборудованы. Значительные персоны строят свои домашние бани вблизи источников проточной воды, окружают их садами и цветниками. Общие бани строятся в городах и деревнях в количестве, достаточном для живущего там населения. То, что Поггио сообщает в письме к Леонардо Аретино (будто бы нагие люди обоего пола ведут себя там неподобающе), не соответствует истинному положению вещей. Очевидно, он имел в виду нравы в северных германских землях, а точнее, в Баден-Бадене. Те люди крайне аморальны, и среди них действительно встречаются такие, кто позволяет себе напиться допьяна и заснуть, допустить к себе все зло и непотребство, которое можно только вообразить. Если бы кто-нибудь столь непотребно повел бы себя в северной бане, его немедленно бы выгнали вон и опустили головой в снег с риском задохнуться, а летом погрузили бы в ледяную воду ручья и оставили там на некоторое время без пищи и помощи».
Баня-сауна существовала не только в Финляндии, но также в Швеции и Норвегии. В начале XVIII века шведский басту — баня — утратил свое гигиеническое значение под влиянием новых среднеевропейских стандартов жизни и превратился в часть рождественского торжества. В то время как церковь усиленно преследовала наследие банной культуры в Европе, в Швеции оппонентами басту оказались экономисты и врачи. Одни утверждали, что он понапрасну тратит топливо, другие уверяли, что басту способствует распространению венерических заболеваний. Собственно, эти утверждения не были голословными. Шведы действительно пользовались баней каждый день, сжигая при этом изрядное количество дров. Басту, построенные из дерева, гнили быстрее, чем жилые дома, поэтому их редко хватало дольше чем на 20 лет. Следовательно, большое количество леса шло на постройку новых. Шведы понимали, что их ресурсы леса не безграничны. Что касается венерических заболеваний, то, разумеется, баня также имела некоторое отношение к их распространению. В Скандинавии, как и везде в мире, проституция всегда норовила спрятаться за банным фасадом.
У бани в Норвегии была примерно такая же судьба. В начале XVIII века Финляндия находилась под влиянием Швеции. Пропаганда предупреждала об опасностях, которые подстерегают в сауне, о её вредном влиянии. Указывалось, что она вызывает конвульсии, сердцебиение, потерю зрения и исключительно вредна для детей. В гонениях на сауну даже присутствовал элемент расизма: шведские доктора утверждали, что она приводит к потемнению кожи, возникновению морщин и узкоглазости, то есть делает человека похожим на коренное население Финляндии, принадлежащее к азиатско-эскимосской этнической группе.
В 1756 году Шведский королевский хирургический колледж опубликовал памфлет под названием «Необходимые предосторожности и забота о детях» как руководство для родителей, являющихся истинными христианами. Хирурги-богословы писали: «Финские матери имеют безумное обыкновение брать с собою в сауну маленьких детей каждый второй день. Сауна, как и всякие прочие сумасбродства, ведет к ранней детской смертности. Такое впечатление, что матери желают смерти своим детям». В 1751 году медик Пэр Адриан Гэд писал: «Частая сауна, время, проведенное в задымленном воздухе, и тяжелый запах горящих углей -вот причина, почему эти люди теряют зрение раньше, чем слух».
Сауна не была роскошью для финнов. Чтобы отвратить их от нее, понадобились бы намного более серьезные усилия, чем гневные статьи медиков и памфлеты. На этой суровой земле она была и единственным способом расслабиться, отвлечься, набраться сил. Сауна — непременный атрибут быта финской семьи. Приведем отрывок из знаменитого финского эпоса «Калевала», руна 23, где невесту учат и дают советы, как она должна жить в замужестве (перевод Л.П. Вельского):
Подойдет помыться время,
Воду, веник притащи ты,
Веник выпарь в кипяточке,
Как не будет в бане дыма;
Долго там не оставайся,
Не засиживайся в бане,
Чтобы свекор не помыслил
И свекровь не стала думать,
Что ты в бане разлеглася,
Развалилася на полке!
И как в горницу вернешься,
Пригласи ты свекра в баню:
«Ах ты, свекор мой любезный!
Уж вода готова в бане,
Уж и веники готовы,
Чисто выметены полки;
Ты пойди, попарься вдоволь,
Обливайся, сколько хочешь!
Я сама прибавлю жару,
Там под полками я стану!».
В течение долгого исторического времени сауна «по-черному» (или «дымная» сауна) была для финнов важной составляющей их жизни. Сауна была также местом, где они набирались жизненных сил, где их тело и душа исцелялись и где происходили гадания и ворожба. Там велись различные домашние и хозяйственные дела, например, делался солод для приготовления пива. Здесь же размещались мини-заводы для перегонки и очистки спирта.
Когда один из жителей деревни растапливал свою сауну, он шел к ближайшим соседям и стучал в двери с криком: «Приходите, сауна готова! ».
В сауне, и только в ней, можно было согреться, помыться теплой водой. В сауне «по-черному» — саву-сауне — дым содержал танины, стерилизующие все поверхности. Это было крайне важно, ведь здесь проходили роды у женщин, пускали кровь и проводили хирургические операции сельские врачеватели — аптекарь и хирург-костоправ. Есть и старая финская пословица, которая переводится примерно так: «Сауна — аптека для бедняка».
Сауна священна для финнов. Шведский экономист в 1776 году писал: «Эти невежественные люди связали сауну со своей теологией и почитают её как святое место». В старину финны говорили: «Веди себя в сауне так, как будто находишься в церкви». Эти строгие правила уберегли первую от гибели и деградации вследствие распущенности нравов, которые в свое время погубили бани Европы.
Существует старинная сказка о финне, который попал в лапы дьяволу. Её обычно рассказывают детям. Жил-был крестьянин, который больше всего на свете любил сауну. Он ходил в нее каждый день, но только все ему казалось, что она недостаточно натоплена. Он протапливал свою сауну все жарче и жарче. Но чем жарче в ней становилось, тем больше ему хотелось ещё сильнее согреться. Весть о том, что один крестьянин хочет получить от сауны столько тепла, сколько она не может дать, облетела всю землю. Об этом прослышал сам дьявол. Он явился перед финном и спросил его: «Правда ли, что тебе не хватает тепла, которое дает твоя сауна? Я отведу тебя в такое место, где так горячо, что ты будешь умолять меня сделать там похолоднее». Дьявол привел его в преисподнюю и кликнул своих помощников: «Эй, подбросьте дров! У нас гость, который любит жар больше всего на свете!». Финн вступил в преисподнюю. «Горячее! Горячее!» — кричал он в восторге. Дьявол все подбрасывал и подбрасывал дрова. Вся земля разогрелась. Растаяли снега, заработали вулканы. Но финн только блаженно улыбался в адском пламени. Вот уже и дрова закончились в преисподней. Дьявол потерял терпение и закричал: «Вон отсюда! И чтобы я никогда тебя здесь не видел!». Финн вернулся домой, немного погоревал о горячей адской сауне, но утешился тем, что душа его была спасена. Так финский крестьянин избежал дьявола.
Феи и гномы играют существенную роль в финском фольклоре. Согласно книге «Мифология Фенника», опубликованной в 1789 году, воплощениями древнего духа сауны и самого главного божества Леилю были фея Ауторитар и её сын Ауториинен, которые появляются в «Калевале» в следующем стихе: Леилю ему явился в виде Ауториинен, Сына Ауторитар, Вяйнемяйнена попарив Духом сауны старинным.
В эру христианства у финнов появилась своя концепция Девы Марии как защитницы парильщиков, но гномы сауны не исчезли из финской традиции, согласно которой если они довольны хозяевами и посетителями, то приносят успех и счастье и защищают сауну. Если же люди ходят в сауну поздно ночью или ведут себя в ней слишком громко и буйно, попросту говоря, недостойно, то гномы сауны начинают сердиться, делаются злыми и охлаждают воду, лишая пара воду в бадьях и черпаках, или выделяют капли крови на крышах. Согласно Гуго Тууско, гномы сауны из Еряярви были черными и одноглазыми. Люди также обращались к сауне для того, чтобы узнать и увидеть специальные знаки о своем будущем. Наиболее эффективный способ гадания заключался в бросании веника-вихты в печь. Исходя из положения вихты предсказывалась сторона света, откуда должен был явиться будущий муж, либо предопределялось какое-то другое важное событие.
К XIX веку паровые бани почти полностью исчезли не только в Центральной Европе, но и в Скандинавии. И только финская сауна продолжала как ни в чем не бывало существовать и процветать.
Оригинальная финская сауна и шведский басту — это крошечный бревенчатый домишко без окон с одним лишь маленьким отверстием под потолком для выхода дыма. В центре находится очаг, сложенный из крупных камней. Огонь печи раскаляет камни, дым при этом идет прямо в помещение сауны и выветривается через маленькое отверстие. Когда камни достаточно нагреются, огонь гасят и хозяйка моет сауну изнутри от пепла и золы, после этого парную ненадолго закрывают. Внутрь сауны вносят большой чан с водой и заранее заготовленные веники, чаще всего березовые. Сауна стоит в отдалении от жилых домов, чтобы не случилось пожара. Финны, так же как и русские, привыкли париться по субботам, когда вся недельная работа окончена и впереди день отдыха. После бани надевают чистую одежду.
Сауна претерпела несколько этапов в своем развитии.
К началу XX века интерес к ней в Европе вновь оживился. Норвежская медицинская ассоциация в 20-х годах опубликовала доклад, в котором назвала сауну эффективным средством для профилактики многих хронических заболеваний. К 1926 году в Норвегии было построено 185 подобных общественных заведений. В Швеции энтузиастом сауны стал известный бальнеологист Карл Курман. Он много сделал для воскрешения шведского аналога — басту. К 1944 году их уже были тысячи — в основном при спортивных центрах, на которые шведская королевская казна выделила огромные средства. Германия проявила интерес к сауне после Олимпийских игр в Мюнхене в 1936 году. Сауны были построены для финских спортсменов специально на время Олимпиады, поскольку их посещение входило в программу их тренировок. Успешное выступление финских спортсменов обратило внимание практичных немцев на их способ тренировок. В результате сауны стали практиковаться и среди германских спортсменов. В Германии они устраивались с чисто немецкой педантичностью: на всех дверях развешивались инструкции по использованию, а в самой парной устанавливались счетчики времени, позволяющие рассчитать процедуру до секунд. Во Франции сауна в основном является частью салонов красоты. В Великобритании её чаще обнаружишь при спортивных и рекреационных центрах.
Это был период экспериментов: все меньшее число владельцев домов строило сауны с каменными печами, большинство использовало металлические, полы делались из новых материалов, а котлы промышленного изготовления заменили старую систему, использующую кустарные емкости для воды (ведра, горшки, чаны и т.п.). Спустя несколько десятилетий наступил новый этап в развитии конструирования сауны. Все большее количество финнов стало возводить сауны в летних (дачных) коттеджах. Некоторые конструировали и строили их своими силами, полностью полагаясь на старые традиции или придумывая собственные решения.
Ещё во время русско-финляндской войны образовалась группа защитников сауны, состоящая из врачей, архитекторов и просто любителей. Вначале они называли себя «друзьями сауны», позже — Финским обществом сауны. Их задача заключалась в том, чтобы исследовать условия внутри последней, их влияние на организм человека и выработать наилучшую конструкцию помещения для нее. Вскоре к этому проекту присоединились и коммерсанты. В результате в 1940 году появилась новая конструкция печи (одна из первых после оригинальной), которая работала удовлетворительно. В 1946 году была открыта первая современная сауна под эгидой этого общества. В 1952 году был построен новый комплекс под Хельсинки, где были две саву-сауны (сауны «по-черному»), одна «белая» сауна и одна экспериментальная, где проводились медицинские исследования. В 1959 году последнюю даже использовали в НАСА для исследования влияния на организм перемены температуры.
Печи-каменки, которые топились дровами, исчезли сразу после второй мировой войны. Их заменили электрические и газовые металлические печи.
Сегодня производство оборудования для саун — одно из перспективных направлений индустрии Финляндии. Этим занимается более 300 компаний, а кроме того, более 10 000 печей производится ежегодно вручную. Другое направление — производство внутреннего оборудования. При этом стандарты на него разрабатываются все тем же Финским обществом сауны.