Выбираем снегоход. Советы по выбору снегохода

Выбираем снегоход

Последние две снежные зимы даже владельцев самых «продвинутых» внедорожников часто можно было встретить с большой лопатой в руках. Для передвижения зимой, особенно тем, кто живет за городом, лучше подходят лыжи и собачьи упряжки. А ещё лучше — снегоход.

Снегоход устроен очень просто: спереди находятся две (реже одна) лыжи, сзади — гусеница, которая приводится в движение мотоциклетным мотором. Управление тоже по логике близко к мотоциклетному и даже, скорее, мотороллерному: передачи переключать не требуется. Таким образом, лыжи нужны для того, чтобы поворачивать, гусеница — чтобы отталкиваться от снега.

Тип

Для непосвященного человека все снегоходы похожи, однако на самом деле, выбирая снегоход, следует учитывать множество различных факторов. Первым делом следует определиться с типом снегохода. Так же, как автомобили бывают гражданскими, спортивными, внедорожными и специальными, так и снегоходы делятся на туристические, спортивные, горные и утилитарные.

Туристический снегоход предназначен для спокойной и комфортной езды по неглубокому снегу и укатанным снежным трассам. На них можно ездить вдвоем, они оснащаются большими багажниками и множеством дополнительных опций вроде подогрева и регулируемых спинок сидений; такой снегоход имеет мощный двигатель и мягкую подвеску. Однако такие снегоходы весьма тяжелы, громоздки и неповоротливы, а также не отличаются особенной проходимостью. Если вы вдруг решите ехать на «туристе» напрямую через лес, то имеете все шансы оставить там свой снегоход навсегда, ибо застревает в целине он легко, а вытаскивается очень сложно.

Спортивный снегоход сделан легким и быстрым, он предназначен для скоростного (максимальная скорость достигает 190 км/ч) передвижения по ровным укатанным трассам — лучше всего его возможности раскроют гонки по замерзшей глади водоема. Спортивный снегоход имеет мощный двигатель и короткую гусеницу, так что по глубокому снегу на нем не поездишь. Трогаться с места нужно очень аккуратно (чуть переборщил с газом — и снегоход ускакал из-под тебя), а о комфорте придется забыть: ради снижения веса производители спортивных снегоходов отказываются от всего «лишнего», и на таком снегоходе точно не будет даже электростартера. И, конечно же, такой снегоход будет одноместным.

Горный снегоход имеет длинные гусеницы и высокую энергоемкую подвеску, что позволяет ему, с одной стороны, передвигаться по глубокому снегу, с другой стороны, не бояться неровностей рельефа и, вместе с тем, катиться достаточно быстро. Правда, для успешного преодоления заснеженных горных вершин требуется Ещё и мастерство пилота: «чайники», решившие, что «техника вывезет, это же горный снегоход», обычно кубарем катятся к подножию горы вместе со своим транспортом. К счастью, мы живем в относительно равнинной местности, поэтому таких случаев немного, и горные снегоходы обитатели окрестностей Петербурга покупают преимущественно ради сочетания проходимости и скорости. Горные снегоходы, как и спортивные, являются одноместными.

Утилитарный снегоход, он же «вайдтрак» (англ. wide track — широкая гусеница) — машина, предназначенная для езды по пересеченной местности, не проваливающаяся даже в самый глубокий и рыхлый снег. Вместительные багажные отделения и оснащенность буксировочным крюком делают такие снегоходы незаменимыми для любителей зимней охоты (сзади можно прицепить сани с тушей кабана), а также для строительно-хозяйственных работ. Разумеется, именно вайдтрак может вытащить застрявший снегоход другого типа, а некоторые владельцы вайдтраков с их помощью вытаскивали даже застрявшие в снежном плену автомобили. Обратная сторона медали — небольшая скорость и медленный разгон. Вайдтраки, как правило, являются двухместными.

Длина гусеницы

На проходимость транспортного средства влияет непосредственно длина гусеницы. Гусеница длиной менее 125 дюймов — признак спортивного снегохода; более 140 — «внедорожного». Следует учесть, что где не бывает столь обильных снегопадов, как, например, за Уралом, поэтому брать снегоход по принципу «лишь бы длиннее» — не правильно, поскольку с увеличением длины гусеницы ухудшается управляемость, динамика, увеличиваются цена и вес. Оптимальным выбором будет, как обычно, «золотая середина», а для гарантированного проезда где угодно, если это вам требуется, лучше взять вайдтрак, у которого длина гусеницы не имеет решающего значения. Существуют, кстати, вайдтраки с увеличенной шириной гусеницы, но если вы не собираетесь использовать снегоход в основном как тягач-эвакуатор, то не стоит гоняться за чрезмерной шириной.

Подвеска

Подвеска снегохода может быть многорычажной или телескопической. Многорычажная обеспечивает лучшую управляемость и остроту реакций на поворот руля, однако оснащенный ею снегоход имеет худшую геометрическую проходимость. При движении по лесу рычагом можно зацепиться, скажем, за пень и повредить снегоход. Телескопическая подвеска в этом плане надежнее, но и о лихих поворотах с ней придется не вспоминать.

Двигатель

«Чем больше — тем лучше». Или даже не лучше, а «круче»: здесь все, как у автомобилей и мотоциклов. Более мощный и объемный двигатель позволяет чувствовать себя увереннее, тянуть больше или ехать быстрее, но расходует больше бензина и денег при покупке снегохода. Рабочие объемы двигателей снегоходов варьируются от 400 до 1000 «кубиков» оптимальный вариант — 700—800.

На снегоходы устанавливаются разные типы двигателей. Дешевле (важно для «туристов») и легче (важно для «спортсменов») всего двухтактные с воздушным охлаждением. Они отличаются более высоким уровнем шума и, главное, необходимостью смешивать бензин с маслом в точных пропорциях, перелив или недолив масла одинаково пагубно скажутся на ресурсе двигателя. На вайдтраки обычно устанавливают более громоздкие, но тяговитые и надежные четырехтактные двигатели с жидкостным охлаждением.

Дополнительные опции

Выбирая снегоход, следует знать, какими дополнительными опциями он может быть оснащен. Что касается комфорта, то это, как уже говорилось, регулируемый наклон сидений, подогрев сидений и ручек.

Не будут лишними подножки, а также защитная чека, которая крепится к вашей одежде и выдергивается из гнезда, если вы упадете со снегохода: двигатель при этом глохнет.

Задний ход увеличивает цену снегохода, но не так обязателен, как, скажем, для автомобиля. Развернуться на снегоходе чаще всего есть где, да и не такой он тяжелый, чтобы нельзя было развернуть его вручную (разумеется, только на укатанном снегу).

Электростартер позволит не дергать за веревку ручного стартера, что на морозе не особенно приятно.

Мощная фара позволит ездить и в темноте, а утилитарному снегоходу пригодится фара-искатель, то есть поворачивающаяся в любую сторону.

И, конечно, ветровое стекло: оно есть не у всех снегоходов; без него с большой скоростью можно ездить только в специальных очках.

Бренд

Снегоходы выпускаются не только знаменитыми зарубежными фирмами вроде Bombardier и Yamaha, но и менее известными Polaris и Arctic Cat, специализирующимися именно на снегоходах, а также российскими заводами — это «Рысь», «Буран», «Тайга».

Цены на отечественные снегоходы начинаются с отметки всего около 100 тыс. рублей, импортные — от 200 тысяч за базовые модели и 300—500 тысяч за «навороченные».

Разумеется, можно купить не только новый снегоход, но и бывший в употреблении. В отличие от автомобилей, конструкция снегоходов значительно проще и надежнее, поэтому откровенно «ушатанный» агрегат будет видно сразу, техническое состояние не скроешь свежей краской и новыми ковриками. Однако важно понимать, что в случае поломки запчастей на импортный снегоход придется ждать долго. А отечественный может внезапно сломаться, даже будучи новым. Но зато его при минимальной технической подготовке можно обслуживать и ремонтировать самостоятельно в гараже.

Аксессуары

Главный «аксессуар» для снегохода — это гараж, в котором вы будете его хранить в теплое время года. Второй аксессуар — это прицеп к автомобилю, на котором вы будете перевозить снегоход к месту катания в том случае, если вы живете в городской квартире, а не в загородном доме, и катаетесь, соответственно, на даче или в «диких» местах. Далее идут многочисленные чехлы, навигаторы и, конечно же, шлемы — без шлема кататься на снегоходе категорически не рекомендуется, ибо снегоход, в случае чего, можно отремонтировать или купить новый, а вот голова у нас, увы, «одноразовая».

Права

Не стоит забывать, что снегоход необходимо ставить на учет и проходить техосмотр, а для управления им нужны специальные «тракторные» права категории А. Рейды доблестных людей в погонах в популярные местах катания нередки, а откупиться, катаясь на незарегистрированном снегоходе без прав — весьма дорогое удовольствие. Наказание заключается в конфискации транспортного средства и постановке его на штрафстоянку, откуда забрать его можно будет, лишь получив права. Так что лучше не рисковать.

Екатерина Ромашкина
Оцените автора
Сельская жизнь - сельскохозяйственный информационный портал
Добавить комментарий