Электронасос из старого холодильника
Дел электрическому насосу на даче может быть придумано множество, это и подкачка шин в машинах, велосипедах и прочей технике, и продувка деталей от засоров. А чуть доработав его, можно получить и вовсе компрессор, который и водопровод может продуть, и жидкости из труднодоступных мест откачать. Затратив буквально час времени, можно сделать электронасос и самому, причем из тех вещей, которые вы в другой ситуации выбросили бы на помойку.
В качестве основной составляющей насоса следует взять компрессор от старого холодильника. Холодильники очень часто доживают свой век на даче, и потому именно здесь их иногда скапливается больше чем нужно. При поломках холодильников его компрессор, как правило, остается вполне работоспособным, а его ресурс ещё далеко не выработанным. При этом компрессоры холодильников отличаются от прочих насосов тем, что они в штатном режиме могут работать многие часы без остановки. Если холодильник, приготовленный на выброс, гудит при включении (то есть в нем работает компрессор), то он подходит для данной цели. Отключив холодильник от сети, пережав плоскогубцами трубочки в 10-ти сантиметрах от входа и выхода в компрессор (чтобы не вытек хладагент из системы), можно отпилить их в 5-ти сантиметрах от него. Затем следует отсоединить компрессор и стартер от холодильника и придумать ему какую-нибудь подставку, например из кусочка доски (я просто примотал компрессор к доске скотчем). Электрический провод с вилкой можно использовать тот же, что и был в холодильнике. Желательно лишь повесить на него выключатель (типа желудь) и подсоединить к входным клеммам стартера компрессора. Далее надо включить компрессор в сеть (будьте готовы к тому, что при первом включении он выплюнет из себя остатки хладагента), и на ту трубочку, из которой будет идти под давлением воздух, следует надеть шланг с насадкой для присоединения книппелю колеса (такой можно снять со старого ножного или ручного насоса). Если в вашем случае шланг наделся плотно, то лучше никак дополнительно его не фиксировать, чтобы такое соединение выполняло функцию аварийного клапана и не давало создаться опасному уровню давления (компрессор холодильника может создавать давление до нескольких десятков атмосфер). Вот электронасос и готов. Можно ещё придумать для него веревочную ручку, и даже манометр для контроля за давлением. Давления, создаваемого таким насосом, вполне хватит для накачки пневмоколес не только велосипедов, но и автомобилей.
В принципе, таким насосом можно не только нагнетать воздушное давление, но и откачивать какие-то не очень большие объемы жидкостей. Например, с его помощью можно откачать старое масло из двигателя автомобиля (вместо того чтобы ползать под поддомкраченной машиной и откручивать прикипевшее штатное сливное отверстие), с той лишь разницей, что шланг надо будет надеть не на выход с компрессора, а на вход. А чтобы гарантированно достать до днища картера, наконечником на этот шланг правильнее взять достаточно длинную металлическую или пластиковую трубку. Ещё правильнее качать жидкости не напрямую насосом, а через буфер, выполненный, например, из большой стеклянной банки, в герметичной крышке которой надо будет сделать входное и выходное отверстия со штуцерами (например, из автониппелей без золотников) и присоединить к ним шланги. Тогда насос будет откачивать воздух из этой банки, а низкое давление в банке будет через входной шланг засасывать жидкость, которая и будет сливаться на дно банки. Прозрачные стенки банки позволят вам понять, когда она наполнится.
К сожалению, на выходе насоса, как, впрочем, и на выходе любого автомобильного насоса, давление не постоянное, а пульсирующее. Это неважно при накачке шин, но непригодно для краскопульта, где давление должно быть постоянным. Справиться с данной задачей поможет буфер, сделанный из старого автомобильного колеса с бескамерной покрышкой. Входной ниппель в диске у такого колеса уже есть, надо будет лишь купить ещё один ниппель и просверлить в диске дополнительное отверстие под него. Из выходного ниппеля надо будет извлечь золотник, чтобы он не препятствовал выходу воздуха, а на него надеть шланг, ведущий к покрасочному пистолету краскопульта. Ко входному же ниппелю колеса присоединяется воздушный насос. Через некоторое время после включения насос создаст в колесе стабильное и достаточное для работы краскопульта давление. Возможно, производительности насоса будет недостаточно для длительной работы краскопульта, и тогда придется периодически прерываться, чтобы дать давлению достигнуть приемлемых параметров.
Евгений Пащенко